Лидер татарстанских коммунистов нашел формальные признаки фальсификации выборов
7 июля 2004 года

По мнению господина Салия, на этих участках был произведен фальсифицированный подсчет, в результате которого некоторые политические партии, прежде всего «Единая Россия» и «Российские регионы», получили дополнительное количество голосов избирателей. Однако судья Фарида Гиниатуллина отказала Александру Салию в удовлетворении его искового заявления.

В своем обращении в районный суд первый секретарь республиканского КРО КПРФ Александр Салий настаивал на том, что в ходе подсчета голосов на избирательном участке №167 произошла подмена одного протокола с итогами голосования по республиканским партийным спискам на другой. В измененном, по мнению господина Салия, протоколе были завышены несколько итоговых цифр, например, «приплюсованы» голоса избирателей, сделавших выбор в пользу политической партии «Российские регионы». Господин Салий предъявил районному суду ксерокопии протоколов.
Впрочем, у него наготове оказалась своя версия происшедшего. По мнению господина Салия, подмена протокола состоялась во время его передачи из УИК в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Он отметил, что у него есть этому хронографическое подтверждение. Выяснилось, что наблюдатели, приглашенные Александром Салием из Москвы, буквально по часам и минутам фиксировали «продвижение протоколов по участку». Оказалось, что время, затраченное на передачу протокола из одной комиссии в другую, не соответствует расстоянию между пунктами размещения этих комиссий. «Скорее всего, члены участковой избирательной комиссии сворачивали в определенные кабинеты, где и происходила подмена итогов голосования», — заявил Александр Салий. Он добавил, что еще до официального подсчета итогов голосования обратился в ТИК с просьбой пересчитать бюллетени на основании разночтения в протоколах, но получил отказ. Госпожа Шигабутдинова возмутилась: «Неправда, никуда никто не сворачивал, просто там очередь была большая». Однако ее объяснение не устроило заявителя, и он потребовал вскрыть один из мешков с избирательными бюллетенями для «визуального обозрения». По словам господина Салия, он сам, имея десятилетний опыт участия в избирательных кампаниях, сходу может определить подлинность бюллетеней, а также уточнить, какие из них участвовали в голосовании, а какие «были вброшены позже». Получив согласие представителей ТИК, судья Фарида Гиниатуллина разрешила вскрыть мешок. Александр Салий тут же указал на явное, по его мнению, нарушение правил хранения избирательной документации. По его словам, мешок должен был быть запечатан бумажной лентой, скреплен печатью и подписями членов УИК. Между тем мешок, предъявленный в судебном заседании, оказался связан обычной бечевкой, а сургучная печать отвалилась при первом к ней прикосновении.
«Да ведь времени-то, сколько прошло, пока он лежал в подвале», — попыталась объяснить секретарь ТИК Наталья Бурова. Госпожа Гиниатуллина напомнила заявителю, что речь идет только о «визуальном обозрении», а не о пересчете избирательных бюллетеней. Господин Салий тут же внес ходатайство, настаивая именно на пересчете бюллетеней. По его словам, в другом случае собственно судебный процесс теряет весь смысл, но судья ходатайство отклонила. Процедура «обозрения» бюллетеней заняла около часа, после чего Александр Салий сообщил, что «его подозрения подтвердились». По его словам, в мешке он обнаружил бюллетени с нарушенной защитной сеткой, а это означает, что они были напечатаны на иной бумаге. Заявитель указал, что цифры по «Регионам России» действительно различаются, а большое количество бюллетеней имеет характерный сгиб: как будто им только придали форму «прошедших через урну».
«Уверен, что и на остальных избирательных участках этого округа, в частности, для «Единой России» забирались голоса у партий, например, у нас, коммунистов», — заявил он.
Представители ТИК со своей стороны опровергли претензии господина Салия. По словам председателя ТИК Альтафа Гиниятуллина, все документы комиссия получала по акту, в запечатанном виде, в полном соответствии с законодательством. Секретарь ТИК Наталья Бурова сообщила, что «после непрерывной 25-часовой работы люди могли чуть-чуть ошибиться». Впрочем, заявитель тут же подчеркнул, что лично к членам ТИК и УИК у него претензий нет: «Они просто попали в систему, которая их и подставила». Зато он упрекнул господина Гиниятуллина в том, что территориальная избирательная комиссия «не приняла в свое время логического решения о пересчете бюллетеней и тем самым довела ситуацию до судебного разбирательства». В итоге Александр Салий попросил судью учесть все формальные признаки подмены результатов голосования и принять решение о пересчете бюллетеней на всех избирательных участках, указанных в его исковом заявлении. Представители ТИК от дополнительных объяснений отказались: «Нам нечего сказать, все было по закону». Выслушав обе стороны, Фарида Гиниатуллина отказала господину Салию в удовлетворении иска.
По окончании процесса Александр Салий заявил „Ъ“: «Я предвидел исход этого судебного слушания, но у меня осталось гораздо более интересное дело в Приволжском районном суде, где я оспариваю итоги голосования по выборам президента России». Впрочем, вчерашнее решение гражданской коллегии господин Салий собирается опротестовывать уже в Верховном суде РТ: в установленном порядке, в течение 10 дней после того, как получит решение на руки.

ИРИНА СИМОНОВА, "Коммерсантъ-Казань"